Перейти к содержимому

«Забытые и утерянные» (стихи и поэты Серебряного века).

Вступление.

Мы докатились до предела
Голгофы тень побеждена
Безумье миром овладело —
0, как смеется сатана!             

Князь Владимир Палей

Серебряный век. Конец XIX начало XX века. Канун революции 1917 года. Мистическая трагедия Серебряного века чутко отражена в творчестве русского художника Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926г.г.).
У его есть две загадочные картины, несущие в себе пророческий смысл. Это картина «Сирин и Алконост» (1896 г.) и более позднее полотно «Гамаюн — птица вещая» (1897г.). «Сирин и Алконост» на мой взгляд, олицетворяет собой «Цветущую сложность» (по Константину Леонтьеву) буйной эпохи русской литературы Серебряного века.  «Сирин, Алконост, Гамаюн — птицы древнейших легенд и сказаний. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов далекой от Киева до Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Подольском — 1230 год).  Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое, мажор и минор…» (источник).

Сирин и Алконост
Густых кудрей откинув волны,
Закинув голову назад,
Бросает Сирин счастья полный,
Блаженств нездешних полный взгляд.
И, затаив в груди дыханье,
Перистый стан лучам открыв,
Вдыхает все благоуханье,
Весны неведомой прилив…
И нега мощного усилья
Слезой туманит блеск очей…
Вот, вот, сейчас распустит крылья
И улетит в снопах лучей!

Другая – вся печалью мощной
Истощена, изнурена…
Тоской вседневной и всенощной
Вся грудь высокая полна…
Напев звучит глубоким стоном,
В груди рыданье залегло,
И над ее ветвистым троном
Нависло черное крыло…
Вдали – багровые зарницы,
Небес померкла бирюза…
И с окровавленной ресницы
Катится тяжкая слеза…

23-25 февраля 1899 С.-Петербург
Александр Блок
Гамаюн — птица вещая В.Васнецов

«Птица Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник языческого бога Велеса, его глашатай, поющий людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Если Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря» . Если садится — быть беде. (источник)

В полотне «Гамаюн — птица вещая» (1897 год) художником передан «предвечный ужас» этой птицы. Как будто автор предвидел надвигающие кровавые события революции 1917 года и последовавшей за нею катастрофы. Этот ужас, волнение и пророческий дар вящей птицы, глядящей с картины Виктора Васнецова, вдохновили Александра Блока и князя Владимира Палей на создание одноименных стихотворений:

Александр Блок
Гамаюн — птица вещая.

На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поет,
Не в силах крыл поднять
смятенных…
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель
правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит
любовью,
Но вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!…

Князь Владимир Палей
ПТИЦА ГАМАЮН

Ты весною окровавлена,
Но рыдать тебе нельзя
Посмотри — кругом отравлена
Кровью черною земля!

Силы вражьи снова прибыли,
Не колеблет их война.
Ты идешь к своей погибели,
Горемычная страна!

Здесь сама Россия — птица Гамаюн, здесь чувство обреченности, предчувствие грядущих катастроф!

Изысканная простота и мистика предчувствий — вот две грани, присущие поэзии Серебряного века.